18.02.2015 - Не боясь вылететь в трубу
Мировой экономический кризис в 2008 году вновь обостряется. Правда, его масштабы аналитики предсказывают с точностью метеорологов. Для оптимистов — нынешние проблемы легкая облачность без осадков, для пессимистов — жестокая гроза с непредсказуемыми последствиями. Кто же прав? Как скажутся очередные катаклизмы на промышленности?
На эти и другие вопросы корреспондента «Липецкой газеты» отвечает генеральный директор Липецкой трубной компании «Свободный сокол» Игорь Ефремов.
— Игорь Викторович, чья точка зрения вам ближе — пессимистов или оптимистов?
— Генеральный директор обязан быть оптимистом. В противном случае ему следовало бы подумать о смене сферы деятельности. А если серьезно, проблем нам, безусловно, не избежать. И повышения цен на трубы, увы, тоже. Дело в том, что стоимость основных видов сырья, а это ферросилиций, магниевая проволока и, разумеется, чугун, уже выросла на 40-60 процентов.
— И что дальше? Падение производства и, как следствие, продаж?
— А вот этого я бы утверждать не стал. Почему? Во-первых, тревожные изменения в экономике наметились еще в начале прошлого лета, однако результаты года оказались вполне успешными. Объем производства труб превысил на 21 процент аналогичный показатель 2013 года. При этом, несмотря на санкции, наиболее высокими темпами росли экспортные отгрузки, которые увеличились почти на четверть. Во-вторых, я надеюсь на эффективность антикризисных мер, принимаемых правительством страны. В-третьих, верю в коллектив, который уже доказал, что умеет работать и в трудных условиях.
— До недавнего времени «Свободный сокол» был металлургическим заводом полного цикла. Сегодня осталось только трубное производство. Почему? Что заставило остановить доменные печи?
— Разразившийся в 2008 году кризис, жертвой которого как раз и стала черная металлургия. Прежний менеджмент попытался удержать доменное производство, что и оказалось роковой ошибкой. В итоге завод пережил банкротство. Но продолжает работу Липецкая трубная компания «Свободный сокол». Это единственный в России производитель труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ).
— Кто поставляет металл для «Сокола»?
— У нас достаточно широкий выбор партнеров, и здесь главную роль играют бюджетные соображения и объемы закупок. Чем меньше металла мы покупаем, а это случается зимой, когда трубопроводы почти не строят, тем большими возможностями располагают наши металлурги. То есть мы можем покупать более дешевый чугун и самостоятельно доводить его до требуемых кондиций. А когда объемы закупок большие, выбираем металл с заданными свойствами. Вот почему среди наших поставщиков и НЛМК, и «Тулачермет», и Косогорский металлургический завод.
— Какова география поставок вашей продукции?
— Вся страна плюс экспорт. Среди наиболее крупных наших потребителей Москва, и в частности «Мосводоканал». Руководство столицы в начале 2000-х годов приняло решение о строительстве магистральных водопроводов из ВЧШГ. Почему не сталь и не полимеры? Да потому, что чугун доказал свою надежность. В стране продолжают эксплуатироваться водоводы, которым уже больше 100 лет.
— Но вы говорите не о традиционном сером чугуне…
— Да, ВЧШГ — новый материал. Приобретая механические свойства стали, он абсолютно не теряет чугунной коррозионной стойкости. Вот почему и Петербургский водоканал в 2010 году принял решение при прокладке водоводов от 400 миллиметров и более использовать только ВЧШГ. Здесь есть и экономическая выгода, и, конечно, трубы из высокопрочного чугуна могут обеспечивать надежность трубопроводов в условиях просадочных и агрессивных грунтов Северной столицы.
— Трубы из ВЧШГ намного дороже полимерных?
— До нового года трубы малого диаметра были несколько дороже, на 400 миллиметрах их стоимость выравнивалась, ну а полимерные трубы сечением 1000 миллиметров в полтора раза дороже наших. Объяснение простое. Толщина стенки нашей трубы при прекрасных прочностных характеристиках не превышает 14 миллиметров, а полимерной — достигает 60-80 миллиметров.
— На какие материалы ориентируется наша область?
— В последнее время и на ВЧШГ. Но здесь, должен отметить, свое веское слово сказал глава областной администрации Олег Петрович Королёв, который энергично поддерживает местных товаропроизводителей. Во всяком случае, мы реально это ощущаем.
— Если бы вам пришлось прокладывать водопровод, что бы вы выбрали?
— Если честно, мне не очень удобно говорить о продукции компании. Лучше обратимся к цифрам и чужому опыту. Так вот: 75 процентов европейских водопроводов — это только ВЧШГ, 91 процент токийских — опять же ВЧШГ. В пяти американских штатах на законодательном уровне запрещено применение на магистральных водоводах любых других материалов, кроме ВЧШГ. По-моему, комментарии излишни.
— Почему же тогда так популярна пластиковая труба?
— Вы, наверное, помните девяностые, когда металлургия в стране, по сути, рухнула, когда остановились заводы, производящие чугунные трубы, и власти всех уровней оказались перед непростым выбором: а что предложить для замены ветшающих водопроводных сетей. Металлургия — это сложно, энергозатратно, это несколько переделов, это дорогостоящее оборудование, это время. Ну а полимерные трубы… Достаточно найти подходящий гараж, установить экструдер, купить на нефтедоллары пластик, и новенький завод готов к эксплуатации.
— В конце прошлого года сокольское производство труб из ВЧШГ отметило юбилей, а для современного высокотехнологичного оборудования четверть века — это возраст…
— Да, техника и технологии устаревают, казавшиеся некогда логичными решения не выдерживают проверки практикой. Такая проблема стоит и перед компанией. Нас, например, перестало устраивать обилие в механизмах гидравлики. Заливка расплавленного металла — это искры, которые иногда пробивают шланги. Результат — остановка и полторы тонны масла в отходах. Очевидно, что гидропривод должен уступить место электроприводу.
Для того чтобы уяснить объемы и стоимость работ, мы пригласили в прошлом году экспертов одного из ведущих производителей труболитейных машин. Они назвали цену — 1 миллион 200 тысяч евро за модернизацию каждой машины. Проблема оказалась бы неразрешимой, если бы в свое время мы не создали конструкторского бюро, которое сегодня постепенно трансформируется в проектный институт. И работа идет. Три машины уже реконструировали самостоятельно, одну демонтировали и хотим сделать новую. Причем до шестидесяти процентов деталей изготовим собственными силами.
← Назад